- Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказал мне»).
- Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.
- Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно. - Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, так как убедить ребенка поверить может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
- Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. -Не обещайте, что не расскажите об услышанном.
Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертвами насилия).
- Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том,
что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).
- Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми и (может быть) попросить у них помощи. Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой,
медицинской. Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.
Чего не стоит делать
-Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».
-Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия. Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.
-Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем.
-Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
-Не давайте ребенку опрометчивых обещаний ( « Это останется между нами», « Мама не будет сердиться», « Все будет хорошо» ) .
-Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его ( что чаще всего и происходит).
-Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидный шок или отвращение.Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.
-Не переносите свои чувства на жертву. Важно сказать ребенку, что услышанное
вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись с вами.