Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
- Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
- Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.
- Формулирование учебных задач урока.
- Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
- Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
- Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
- Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
- Проверка оборудования и технических средств обучения.
- Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
- Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
- Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.
- Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
- Продумывание форм подведения итогов урока.
- Планирование внеклассной работы по данной теме.
- Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Примерное содержание разделов поурочного плана
Тема урока
- Дидактическая цель и задачи урока.
- Тип, структура урока.
- Общие методы. Приемы работы учеников.
- Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
Повторение опорных знаний
- Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
- Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
- Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний
- Новые понятия, законы и способы усвоения.
- Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
- Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
- Проблемные и информационные вопросы.
- Варианты решения проблемы.
- Варианты закрепления изученного.
Формирование умений и навыков
- Конкретные умения и навыки для отработки.
- Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
- Способы «обратной связи».
- Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание
- Что повторять и приготовить к уроку.
- Творческая самостоятельная работа.
- Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Основные этапы современного урока
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
- проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
- проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
- постановка цели и задач урока перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
- первичная проверка понимания нового материала;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
- подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Примерная схема календарно-тематического плана
Общие вопросы плана:
1 - дата;
2 - номер урока по теме;
3 - тема урока;
4 - тип урока;
5 - триединая задача урока;
6 - методы обучения;
7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;
8 - виды контроля знаний и обратной связи;
9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке.
Частные вопросы, решаемые на уроке:
1 - реализация воспитательного потенциала урока;
2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;
3 - дидактические средства урока;
4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;
5 - методы закрепления пройденного на уроке;
6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).